THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

УЭ-2.5.

Лабораторная работа № 8

Тема: Социальное партнерство

Задание 1 . Задание 1. Изучите предложенные тексты и составьте тезаурус по теме «социальное партнерство».

Задание 2 . Разработайте «Карту района», в котором вы живете, с целью определения потенциальных социальных партнеров школы (работа в группах).

Задание 3 . Групповая дискуссия на тему «С какими учреждениями нашего города необходимо развивать партнерские отношения ОмГПУ?»

Задание 4 . Разработайте сценарий поиска и привлечения к сотрудничеству социальных партнеров конкретного ОУ.

Формы и технологии проведения занятия : индивидуальная и групповая работа. Технология дискуссии. Информационные технологии.

Результаты лабораторной работы:

    Тезаурус темы

    Карта района

    Сценарий (алгоритм) поиска и привлечения партнеров образовательного учреждения.

Информационный материал

Задание 1.

Социальное партнёрство и профессиональное сотрудничество

В начале 21 века достаточно чётко обозначилась потребность человека и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне своего внутреннего мира человека, так и на уровне социальных отношений. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения, географическая удалённость не является препятствием для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новые поликультурные традиции.

Следуя тенденциям мирового развития, образовательные учреждения Центрального района, ЦФГЦРО осознают необходимость существенных изменений в образовании, способствующих формированию готовности педагогических работников к осознанному политическому и социальному выбору, позволяющих сформировать в учителе системное синергетическое мышление, потребность в постоянном повышении образовательного уровня и росте профессиональной мобильности. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между ОУ, ЦФГЦРО и социальными партнёрами. Специфика образовательной парадигмы заключается в том, что это целая область с особыми отношениями, особой образовательной мотивацией, особыми целями.

Методисты, педагоги сами определяют, какая информация им необходима для решения методических, учебных задач, профессиональных проектов, сами определяют социальных партнёров. Формирование мотивации педагогов к творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений превращает профессиональное образование взрослых в один из мощных факторов социального партнёрства. Социальное партнёрство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. Социальное партнёрство в образовании мы понимаем как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.

Социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств, ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой образования.

Социальное партнёрство в образовании ещё мало освоено, с другой стороны - разные виды были в практике всегда. Среди разных видов социального взаимодействия различают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнёрство. Все эти понятия пришли в образование из социально-экономической сферы и всё прочнее занимают здесь место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, спонсорство, кооперация (сотрудничество), инвестиция.

Благотворительность – добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения труда или материально-финансовых ресурсов.

Спонсорство отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, как правило, разовый характер, это взаимодействие может быть периодическим и даже систематическим.

Кооперация, то есть совместная деятельность в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной самостоятельно, определяются мерой её заинтересованности и, как правило, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция – это вклад физических или юридических лиц по собственному усмотрению в соответствии с собственным видением и исходя из личных интересов. Договор или контракт – обязательная составляющая. Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений. Например, они решают создать в учреждении современный специализированный кабинет, логопедический и другие.

Социальное партнёрство в образовании – это путь его демократизации и обновления. В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем. Партнёрство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Социальное партнёрство с научными и культурными организациями города проявляется в совместной взаимовыгодной проектной деятельности. В основе каждого проекта лежат многолетние научные практические и теоретические исследования, информационные и методические сборники, а также разрешённые к копированию редкие книжные и журнальные материалы. На российском рынке представлено множество образовательных электронных пособий и приложений к действующим учебникам, поэтому в нашем филиале выбрано направление по разработке электронных библиотек дополнительных материалов для проведения учебных и внеклассных занятий. Каждая из электронных библиотек содержит тысячи высококачественных иллюстраций, объёмные текстовые материалы, аудио- и видеофрагменты. Тиражи электронных библиотек на компакт-дисках передаются в медиатеки всех ОУ района.

Очевидно, что до партнёрства социальные контакты должны «дорасти». Для проведения экспертизы социального партнёрства в образовании можно провести оценку уровня развития социального партнёрства через определение параметров взаимодействия, критериев результативности, показателей. Для этого необходимо:

Провести анализ мотивов и «выгод» сторон, ответить на вопрос: зачем нам потенциальные партнёры, важно понять и зачем мы им.

Найти общие интересы, мотивы, цели, которые могли бы стать основой практических совместных действий сторон.

Согласовать позиции, определить роли и место каждого участника во взаимодействии, ожидаемые результаты общей деятельности.

Выявить потребности в новых организационных формах, координирующих органах.

Документально оформить отношения, спланировать деятельность, определить меры ответственности каждой стороны.

Таким образом, опираясь на представленные уровни работы с социумом как на позиции, образовательное учреждение, выбирающее путь формирования партнёрских отношений, может проанализировать и выстроить план дальнейших действий, направленный на их коррекцию и развитие перехода на новый уровень, сформировать единое информационно-смысловое пространство, как у администрации учреждения, так и социальных партнёров.

Объективные причины развития социального партнерства в современной системе российского образования.

Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает

а)наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

б)готовность к такому сотрудничеству школы;

в)потребность школы;

г)инициатива школы;

д)инициатива негосударственного сектора.

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров в рамках корпоративной системы:

Маркетинг образовательных услуг;

Выстраивание стратегии сотрудничества;

Выполнение совместных проектных разработок;

Организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;

Разработка содержания интегрированных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее профессиональной подготовки учащихся;

Реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

Социальное партнёрство – это реальность или необходимость? Кто наши партнеры? Легко ли быть партнером школы? А мы готовы быть партнерами и в чем может проявиться наше партнерство?

В выборе социальных партнеров школы необходимо ориентироваться:

во-первых, на создание условий для реализации образовательных проектов и социальных инициатив;

во-вторых, на повышение квалификации педагогических работников;

в-третьих, на материально-финансовую поддержку школы.

Мы осуществляем совместную деятельность на основе договоров о социальном партнерстве.

Социальное партнерство как средство повышения качества образования

В условиях перехода к рыночной экономике образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;

Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;

Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»

Статья.

Тема «Социальное партнёрство в образовании».

Подготовила:

Учитель иностранного языка

БОУг.Омска «СОШ№68»

Талалаева Юлия Рихартовна

1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.

2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.

3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.

Социальное партнёрство - это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства - учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).

Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности - от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к социальному партнерству.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Результат социального партнёрства - создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков.

Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:

Обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;

Организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);

Обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;

Взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;

Повышения квалификации педагогов школы;

Формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;

Организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи социального партнёрства:

1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

4. способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Основные принципы социального партнёрства:

1 . Уважение и учет интересов участников соглашения.

2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.

3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.

4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.

5. равноправие и доверие сторон.

6. невмешательство во внутренние дела друг друга.

7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.

8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.

9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.

10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.

11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:

Координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;

Кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;

Взаимодействия с общественными организациями;

Экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;

Учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.

Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:

1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

3. широкое информационное обеспечение деятельности

4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций

5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения

К субъектам социального партнерства относят:

Образовательные учреждения различного типа;

Органы управления образованием;

Общественные, коммерческие, государственные организации;

Обучающихся;

Родителей (2).

Родители - один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся. Современная родительская общественность готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей, каждого конкретного ребенка.

Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.

Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Проводит работу по выявлению:

Учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;

Несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;

Учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;

Принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

Участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;

Принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

Проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;

Участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

Вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.

В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности):

Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.

Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений:

Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру , в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.

Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.

Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.

На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.

Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.

Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.

Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:

1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.

2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.

3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.

Формы социального партнёрства в сфере образования:

    Попечительский совет.

    Совет партнёров образовательного учреждения.

    Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.

    Территориальный межведомственный координационный совет.

    Рефлексивный семинар и др.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Литература:

    Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. - Вологда: Русь, 2005. - 540 с.

    Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4 (79). - С.

    Сафонова О.Д. Антикризисные меры российского законодательства в сфере социально-трудового партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2010. - N 3. - С. 69-76.

    Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России - М.: Агентство социальной информации, 2008. - 488 с.

Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации

Серия:

Учебные пособия

СОЦИАЛЬНОЕ

ПАРТНЕРСТВО

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

Москва 2006

Под редакцией заместителя Председателя Профсоюза

и секретаря ЦК Юдина

, Понкратова партнерство в сфере образования. Учебное пособие . Москва, Издательство МГОУ, 2006. 60с.

В пособии раскрываются правовые и организационные основы социального партнерства в сфере образования, в т. ч. в образовательных учреждениях. Показана роль профсоюзной организации, ее выборных профсоюзных органов в ходе подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров в образовательном учреждении в соответствии с Уставом Профсоюза и законодательством РФ.

Особое внимание уделяется практике социального партнерства, обобщению опыта работы профсоюзных организаций.

Учебное пособие призвано помочь профсоюзным комитетам образовательных учреждений в работе по развитию социального партнерства.

Предисловие…………………………………………….

1. Роль социального диалога в практике профсоюзной работы…………………………………………………………..

2. Практика договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ:

3.1. Примерная структура коллективного договора образовательного учреждения………………

В таких условиях отраслевой Профсоюз, начиная с 1991 года, свои основные уставные цели и задачи деятельности по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования и студентов стал реализовывать, в первую очередь, через механизмы социального партнерства.

Сегодня можно констатировать, что в отрасли сложилась система по заключению соглашений и коллективных договоров на федеральном (Отраслевое тарифное соглашение), региональном, территориальном и локальном уровнях (коллективные договоры в образовательных учреждениях всех типов и видов), которая получает все большее развитие.

Начиная с 1997 года, в ЦК Профсоюза совместно с отраслевым министерством зарегистрировано 211 региональных соглашений, в т. ч. В текущем году действуют 75 зарегистрированных региональных соглашения (96,0 %).

Расширяется практика заключения территориальных соглашений на муниципальном уровне (89%), а в 26 субъектах РФ соглашения такого уровня заключены во всех муниципальных образованиях. В 2005 году, в среднем, в 88% образовательных учреждениях действуют коллективные договоры.

В рамках реализации региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров в последние годы удалось в определенной степени повысить заработную плату, в основном за счет формирования надтарифного фонда, в том числе за счет внебюджетных средств , что привело к некоторой стабилизации работы образовательных учреждений; в годах более чем в 50 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе и молодым учителям.

За последние годы были рассмотрены вопросы социального партнерства на Пленуме ЦК Профсоюза, Всероссийском совещании председателей территориальных комитетов Профсоюза и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Президиуме ЦК Профсоюза.

Пристальное внимание ЦК Профсоюза к проблеме развития социального партнерства в отрасли обусловлено следующим.

Во-первых, в Трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, законодателем серьезно повышена роль социального партнерства. Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству, впервые в кодексе дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т. е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

Более чем в ста статьях Трудового кодекса РФ идет ссылка на коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении.

Во-вторых, со стороны федеральных органов власти усиливается тенденция передачи полномочий по обеспечению социально-трудовых гарантий и предоставлению льгот с федерального уровня на региональный и даже муниципальный (в установлении уровней ставок и окладов, надбавок работникам образования, в предоставлении коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, в определении порядка проведения аттестации педагогических кадров и др.).

В таких условиях представляется необходимым активизировать работу территориальных организаций Профсоюза по колдоговорному регулированию, чтобы подготовить профсоюзный актив профессионально и грамотно отстаивать социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования на региональном, территориальном и локальном уровнях.

Следует отметить, что современное состояние договорного регулирования трудовых отношений в отрасли характеризуется еще во многом декларативностью и недостаточной содержательностью соглашений и колдоговоров, их необязательностью и отсутствием необходимых санкций за их несоблюдение.

Это происходит по причине того, что зачастую федеральные и региональные органы государственной власти уходят от ответственности за реализацию конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, за обеспечение стабильного финансирования школ и принятых на себя обязательств в рамках соглашений и колдоговоров.

В таких условиях Профсоюзу многократно приходилось использовать такие крайние формы борьбы за социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования как всероссийские акции протеста, митинги, пикеты и забастовки.

Кроме того, сдерживающими факторами развития процесса социального партнерства в сфере образования являются также:

Медленное становление представительных органов работодателей в отрасли (так, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об объединениях работодателей» не закрепляет специфику статуса работодателя в бюджетной сфере, несмотря на то что ЦК Профсоюза неоднократно давал свои замечания и предложения по закреплению этой специфики в законе);

Нерешенные в полной мере проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли;

Крайне низкая финансовая обеспеченность положений коллективных договоров и соглашений всех уровней;

Отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли;

Неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и требованиями рынка труда


Кроме того, в протоколе Минобрнауки России и Профсоюз взяли на себя обязательства создать Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которой поручили подготовить и внести на утверждение Сторон проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения на годы и начать разработку проекта нового отраслевого соглашения на годы.

9 июня 2005 года состоялось заседание Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, созданной приказом Минобрнауки России от 01.01.01 года. На заседании Отраслевой комиссией был одобрен проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на годы, приняты решения об организации работы по подготовке проекта отраслевого соглашения на годы с указанием конкретных этапов работы, а также образована рабочая группа по подготовке проекта нового отраслевого соглашения.

2.3. Повышение эффективности социального партнерства в целях усиления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, в том числе профессионального роста и повышения оплаты труда работников образования

Повышение эффективности социального партнерства на федеральном уровне во многом связано с ходом реализации Отраслевого соглашения. Как показал анализ, социальный диалог на федеральном уровне в настоящее время характеризуется нестабильностью и противоречивостью прежде всего из-за нерешенности вопроса законодательного закрепления в бюджетной сфере полномочного и ответственного представителя работодателя, а также проводимой административной реформы федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем, несмотря на существующие трудности объективного характера, необходимо отметить, что реализация Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 – 2006 годы в 2005 году продолжается. Министерство образования и науки РФ и Общероссийский Профсоюз образования подготовили и утвердили План мероприятий по выполнению Отраслевого соглашения, который предусматривает комплекс мер по следующим основным направлениям:

Продолжение совместной регистрации и анализа региональных соглашений и коллективных договоров вузов, в том числе через автоматизированный анализ Отраслевой лаборатории на базе Рязанской государственной радиотехнической академии;

Подготовка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по уточнению методики формирования субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование расходов для реализации основных общеобразовательных программ , в том числе дополнительного образования , в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия , технические средства обучения и др.;

Разработка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по модели расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей;


Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: слушательница курса

«Социально- педагогическое партнерство

В решение актуальных задач воспитания»

Месяц Юлия Васильевна

Куратор курса: доцент кафедры

социально-педагогического

Образования АППО

Г. Санкт- Петербурга

Степихова Валентина Анатольевна

Санкт-Петербург

2012

Социальное партнерство как один из инструментов обеспечения социализации учащихся

Месяц Юлия Васильевна, заместитель директора по ВР

ГБОУ школы №600 с углубленным изучением английского языка Приморского

района г. Санкт-Петербурга

Актуальность.

Федеральным законом "Об образовании", Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивания социального партнёрства государства и местного сообщества в деле поддержки и развития общего среднего образования.
Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Цель социального партнёрства

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

Основные задачи социального партнёрства:

Совершенствование отношений между субъектами образовательного пространства;
- Создание условий для привлечения инвестиционных средств в образовательное учреждение;
- Формирование активной жизненной позиции школьника;
- Социализация личности.

Принципы социального партнёрства:

Добровольность признания партнёрами друг друга в качестве участников общественных отношений;
- Доверие;
- Обоюдная ответственность партнёров за общее дело;
- Обязательное выполнение своих обязательств в соответствии с достигнутыми договорённостями;
- Взаимная заинтересованность сторон;
- Равноправие участников в выборе путей и средств достижения общей цели;
- Поддержание духа равных возможностей, бескорыстие и солидарность.

Основные направления работы нашей школы в рамках социального партнёрства:

Реализация непрерывности образования.
- Совместная (коллективная) деятельность.
- Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях.
- Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.
- Построение механизмов адресной социальной помощи, использование ресурсов благотворительности.

В построении партнёрских отношений нашей школы можно выделить три этапа:

Первый этап - Знакомство.
- Второй этап - Совместная деятельность.
- Третий этап - Партнёрство.

Основными видами совместной деятельности нашей школы и социальных партнёров являются:

Деятельность

Результат

Обсуждение стратегии и тактики социального партнёрства

Составление и подписание договоров

Проектирование совместной деятельности

Составление планов совместной работы

Реализация совместной деятельности

Проведение совместных мероприятий

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнёров

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности.
Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров.

ГБОУ школа №600 имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества в местном сообществе по таким направлениям, как

Развитие попечительской деятельности;

Развитие самоуправления через Совет старшеклассников;

Расширение социального партнерства с родителями обучающихся, заинтересованными взрослыми (учреждения дополнительного образования ЦИ «Эдельвейс», детский творческий форум « Китиж плюс», центр социальной помощи семье и детям «Семья», КДН, ВУЗы СПб.)

В данной работе хотелось бы остановиться чуть подробнее на последнем направлении.

Традиционно большое внимание уделяется социальному партнерству с родителями, воспитательному потенциалу семьи. Воспитывать положительное отношение к школе у учащихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь школы (в плане воспитательной работы школы - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии) Реализация программы « Классы, свободные от курения» совместно с ППМС центром Приморского района (тоже нашими социальными партнерами) невозможна без активной помощи родителей. На протяжении ряда лет учащиеся 6-7 классов нашей школы принимают участие в этой программе.

2010-2011 год стал для нас очень результативным. Среди 17 школ района мы заняли 2 место, а творческая работа ученика 6 «б» класса Алексеева А. «Семья – территория здоровья», заняла первое место в городе!!!

Гражданская пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, развивая добровольную общественную работу, благотворительность.

Традиционно осуществляется социальное партнерство с внешкольными учреждениями дополнительного образования.

В 2011-2012 году нами был заключен договор с Центром «Семья» о сотрудничестве с целью реализации проекта «Здоровая семья – здоровое будущее». В проекте приняли участие учащиеся 10-11 классов.

Цель проекта: оказание профессиональной помощи подросткам по вопросам формирования здоровых отношений в семье между супругами.

Работали с учащимися профессиональные психологи: с юношами – мужчина, с девушками – женщина. Ребята смогли задать все интересующие их личные вопросы и, по отзывам встреча, была очень продуктивной. Результаты тестирования и анкетирования показали, что 90 % учащихся интересуются поднятой темой и хотят следовать советам специалистов, что бы в будущем создать полноценную семью.

Сотрудничество с центром «Семья» очень давнее, традиционными стали следующие совместно проводимые мероприятия: «Адаптация учащихся начальной школы при переходе в основную школу», консультации психологов для родителей проблемных учащихся, социальное патрулирование семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), ГБОУ школа №600 осуществляет сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

В рамках довузовского образования осуществляется социальное партнерство с рядом ВУЗов СПб: ИНЖЭКОН, Горный университет, «финэк», ЛЭТИ.

Вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью создает условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося.Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама