THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Формирование корпоративной культуры происходит естественным обра­зом, на основании представлений и внутренних ценностей собравшихся лю­дей. Однако для управления организацией важно понимать особенности су­ществующей культуры, уметь направлять ее в нужное для организации рус­ло, поддерживать и сохранять от размывания на субкультуры.

Основную часть этой работы выполняет кадровая служба. Для успешной деятельности по формированию корпоративной культуры менеджеру по пер­соналу необходимо понимать ее функции в организации.

Первая и основная функция - это объединение работников в единый сплоченный коллектив. В эту функцию входят следующие задачи:

формирование психологического климата в коллективе;

создание атмосферы, благоприятствующей развитию и внедрению
новых технологий и методов работы;

преодоление внутренних межличностных и профессиональных конфлик-


Вторая функция корпоративной культуры - это ее влияние на сотруд­ников организации. Сложившаяся культура способна подчинить личные ин­тересы и ценности работников общественным и помочь тем самым управле­нию организацией. Влияние корпоративной культуры осуществляется в не­скольких направлениях:

■ формирование позитивного отношения к работе и организации в целом;

■ защита от раскола внутри организации и деструктивного поведения от­
дельных сотрудников.

Корпоративная культура, с одной стороны, объединяет и сплачивает людей по принципу единомыслия, а с другой - влияет на поведение сотруд­ников, понуждая их к определенному, общепринятому поведению.

Для того чтобы понять, насколько сложившаяся корпоративная культу­ра справляется со своими функциями, необходимо провести ее диагностику.

Диагностика корпоративной культуры планируется и разрабатывается руководством организации совместно с кадровой службой.

Диагностика корпоративной культуры может осуществляться следующи­ми методами:

беседа-интервью с сотрудниками организации. Специально подобран­
ные вопросы: «Что, по вашему мнению, самое важное в работе на­
шей организации»? или «Как вы можете описать культуру нашей
организации»? - позволят выяснить мнение коллектива о сложив­
шихся ценностях;

использование косвенных методов. Изучается «фольклор* организа­
ции, принятые пословицы, поговорки, истории и легенды. Вся эта
информация распространяется в неформальном общении и характе­
ризует истинное представление сотрудников об их работе;

анкетирование. С помощью специально составленных опросников
выявляется мнение большинства членов коллектива о сложившей­
ся корпоративной культуре и отношение к ней;

анализ соответствия декларируемых ценностей существующей пра­
ктике,
например, декларируется забота о сотрудниках, а в реально­
сти премии и поощрения отсутствуют, зато в избытке взыскания;

изучение традиций и ритуалов помогает понять, как реагирует суще­
ствующая культура на те или иные события.

После проведения диагностики полученные данные анализируются:

■ выделяются ведущие ценности и установки, сформировавшиеся в кол­лективе, определяется их соответствие целям и миссии организации;

■ устанавливаются культурные ценности, развитие которых будет помо­гать работе организации;


■ выявляются наметившиеся негативные тенденции и принимаются меры

по их предотвращению; ■ определяется степень соответствия сложившейся культуры той, которая

провозглашается руководством организации.

После того как диагностика существующей культуры проведена и опре­делены цели и приоритеты, перед руководством и кадровой службой встает задача претворить в жизнь те изменения, которые окажут положительное влияние на коллектив организации. Рассмотрим механизмы, которые помо­гают принять и закрепить положительные изменения в корпоративной куль­туре.

Первое, что оказывает существенное влияние на восприятие корпора­тивной культуры, - это поведение руководителя. Известно, что люди усва­ивают новые образцы поведения через подражание, поэтому руководитель должен быть примером для подражания, транслирующим желаемый тип по­ведения.

Публичные выступления и лозунги помогают определить ориентиры и цели, к которым нужно двигаться. При этом, выступая перед коллективом, нужно обращаться не только к интеллекту, но и к эмоциям, лучшим чув­ствам людей, привлекая тем самым всех сотрудников к общему делу.

Управленческие функции позволяют поощрять нужный тип поведения и накладывать взыскание за его несоблюдение. Например, от того, приветству­ется ли руководством самостоятельность и инициативность сотрудников или поощряется исполнительность и отсутствие личного мнения, зависит то, ка­кие качества работников будут закрепляться в корпоративной культуре.

Обучение персонала также может быть фактором, который формирует и поддерживает корпоративную культуру. Это происходит в том случае, если в программы обучения, кроме профессиональной подготовки, заложено и отношение к работе и своим обязанностям.

Система мотивации персонала поддерживает и усиливает корпоративную культуру, если соответствует тем ценностям, которые провозглашены в орга­низации. Например, если главной ценностью является качество выпускаемой продукции, то все поощрения должны быть направлены на достижение имен­но этого показателя.

Отбор персонала способствует поддержанию существующей корпоратив­ной культуры и может помогать ее положительным изменениям. Для этого предпочтение при приеме на работу отдается кандидатам, разделяющим при­нятые ценности и поддерживающим взгляды на их развитие.

Необходимо отметить, что корпоративная культура является основой жизни любой организации и наиболее трудно изменяемой ее частью. Поэто­му, если выявлена необходимость внесения изменений в развитие культуры организации, претворять их в жизнь нужно аккуратно, так, чтобы не затро­нуть основ. При этом, проводя реформы корпоративной культуры, нужно быть готовым к тому, что этот процесс будет вызывать сопротивление и на его реализацию потребуется много времени.

Корпоративные стандарты

Многие организации в настоящее время пришли к выводу, что для по­вышения эффективности труда и создания единого системного подхода к ра­боте необходимы некие правила, отражающие позиции корпоративной куль­туры и основанные на сформировавшихся ценностях, которые сформулиро­ваны и оформлены в виде корпоративных стандартов.

Корпоративные стандарты - это внутренние управленческие законы, регламенты, стандартизированные правила поведения, по которым живет коллектив организации.

Наличие в организации разработанных стандартов отражает уровень развития корпоративной культуры, так как их внедрение подразумевает ра­боту всего коллектива по определенным правилам и соблюдение этих правил не только подчиненными, но и руководством. Это говорит о серьезном уров­не проработки и силе воздействия всей корпоративной культуры организа­ции.

Корпоративные стандарты должны выполнять следующие функции:

■ обеспечивать единство методологических, организационных, техниче­
ских подходов в деятельности всех подразделений организации;

■ отражать внутренние законы, по которым живет организация, и содер­
жать особенности ее корпоративной культуры;

■ быть инструментом управления и оценки деятельности персонала;

■ учитывать интересы всех подразделений организации и быть выполни­
мыми.

Корпоративный стандарт - это результат соглашения, к которому при­шли все члены коллектива, и которое принимается ими.

Разработка и поддержание корпоративных стандартов - сложная зада­ча, требующая серьезных усилий от всех членов коллектива, поэтому стан­дартизации следует подвергать только критически важные области деятель­ности, от которых зависит успешность функционирования всей организации. Например, для организации, которая занимается торговой деятельностью, прежде всего необходимо стандартизировать работу продавцов, так как они напрямую общаются с покупателем и от качества их работы зависит успех в целом.

Направленность корпоративных стандартов диктуется миссией органи­зации. Для организации, занимающейся розничной торговлей, миссия состо­ит в завоевании ведущей позиции в сфере обслуживания покупателей. В дан­ном случае корпоративные стандарты должны:


■ ориентироваться иа покупателя, т.е. соответствовать требованиям поку­
пателя, предвосхищать его ожидания и предоставлять высокий уровень
обслуживания;

■ подчинять всю деятельность организаций (обслуживание покупателей,
работа вспомогательных подразделений, система контроля и оценки ка­
чества работы) достижению поставленной задачи;

■ приветствовать и закреплять профессионализм сотрудников, так как он
обеспечивает высокое качество работы;

■ обеспечивать хороший психологический климат в коллективе, так как
хорошее настроение и моральное удовлетворение работой способствуют
более эффективному и результативному труду;

■ поощрять сотрудничество с партнерами, так как построение взаимовы­
годных отношений, уважение и доверие обеспечивает заинтересован­
ность партнеров в сотрудничестве и позволяет выбирать среди них по­
ставщиков наиболее качественных товаров.

По форме корпоративные стандарты могут быть сформулированы в виде должностных инструкций работников, возможна также разработка отдельных документов, содержащих свод правил и требований, предъявляемых к рабо­те персонала. Обязательно корпоративные стандарты должны быть подтвер­ждены распорядительной и отчетной документацией организации.

Необходимость разработки и внедрения корпоративных стандартов в организации, как правило, возникает в связи С расширением и укрупнением бизнеса, когда снижается общая управляемость и появляется хаотичность деятельности. Большую роль наличие стандартов играет также в процессе адаптации новых сотрудников и помогает распознать, насколько они разде­ляют культурные ценности и правила, принятые в организации. Корпоратив­ные стандарты, разработанные с учетом миссии и задач организации, позво­ляют сделать ее деятельность более прозрачной и предсказуемой. При этом рядовые сотрудники получают ощущение психологического комфорта и удо­влетворения своей работой, так как оценка их деятельности, поощрения и взыскания проводятся с учетом выполнения стандартизированных

6. Оценка эффективности работы с персоналом

Критерии эффективности работы с персоналом

Деятельность кадровой службы организации требует затрат определен­ного количества ресурсов. Сюда относятся затраты, связанные с финансиро­ванием отдельных программ по работе с персоналом, и оплата труда работ­ников кадровой службы, а также нематериальные затраты - время и силы, направленные на реализацию этих программ. Поэтому необходимо понимать, что все ресурсы, потраченные на осуществление кадровой работы, дают эф­фект, который их оправдывает и приносит в конечном итоге прибыль всей организации.

Для оценки эффективности работы с персоналом существует ряд показа­телей, которые характеризуют кадровую ситуацию в организации:

■ стабильность кадров;

■ текучесть кадров;

■ гибкость в использовании кадров.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Стабильность кадров считается, как правило, положительным показа­телем деятельности кадровой службы, так как указывает на активную рабо­ту по адаптации, обучению и продвижению сотрудников, созданию хороших условий труда и адекватного материального вознаграждения.

Стабильность кадров измеряется показателем стабильности кадров, ко­торый представляет собой отношение числа сотрудников, проработавших в организации меньше года, к общему числу сотрудников. Показатель выража­ется в процентном соотношении.

Стабильность кадров (К ств6) рассчитывается по формуле:

Кстаб = Q 1год / Q ср.*100%

где Q 1год - число работников со стажем меньше 1 года; Q ср - среднее число работников за год.

Однако при оценке этого показателя необходимо учитывать, что он от­ражает прошлое положение дел, не давая картины на настоящий день. Кро-


ме того, иногда высокий показатель стабильности кадров может указывать на застойные явления в организации, попустительское отношение к наруше­ниям дисциплины и низкую производительность труда. Поэтому оценка это­го показателя производится только с учетом контекста ситуации.

Текучесть кадров - это увольнения сотрудников по собственному жела­нию и в связи с несоответствием требованиям организации. Текучесть кад­ров всегда сопровождается дополнительными затратами - простоем оборудо­вания и рабочих мест, снижением производительности труда вследствие пе­риода адаптации нового работника, затратами по выплате выходных пособий, затратами на подбор персонала.

Показатель текучести кадров (К тек) рассчитывается по формуле:

K тек = Q тек -/ Q ср.100%,

где Q-тек - число уволенных за определенный период работников; Qср - сред­нее число работников за этот же период.

Высокий показатель текучести кадров является тревожным сигналом для руководства и требует выявления ее причин. Основные причины высо­кой текучести кадров:

■ плохая организация процесса и условий труда;

■ недовольство заработной платой, перспективами роста и т.д.;

■ неблагополучный психологический климат в коллективе.

Показатель текучести кадров, равный 10... 13%, свидетельствует о на­личие какого-либо неблагополучия. Показатель 3...5% соответствует есте­ственному обновлений кадров и считается нормой. При анализе текучести кадров необходимо учитывать принципы кадровой политики, принятой в организации, так как один и тот же показатель для открытой кадровой по­литики, ориентированной на приток специалистов извне, может быть нормой, а для организации с закрытой кадровой политикой, ориентированной на про­движение и удержание своих сотрудников, - будет свидетельствовать о на­личии проблем.

Современная организация существует в постоянно меняющихся условиях, как внешних, так и внутренних. Поэтому для эффективного функционирования организации необходимо адаптировать кадровый ресурс к новым условиям тру­да. Гибкость в использовании кадров достигается за счет функциональной гибко­сти кадров, разнообразия форм найма и оплаты труда персонала.

Функциональная гибкость кадров подразумевает организацию труда, при которой возможно частичное изменение и перераспределение обязанностей между работниками без ущерба для производства. Такой подход позволяет расширить должностные обязанности работников за счет освоения ими смежных областей деятельности и сделать их труд более интересным и со­держательным. Необходимое условие для реализации данного подхода это квалификация персонала, достаточная для того, чтобы исполнять новые функции, и активное отношение к своей работе (наличие инициативы и от­ветственности). Гибкое использование кадров позволяет повысить трудовую

мотивацию сотрудников и сделать производственный процесс более стабиль­ным.

Разнообразие форм найма а оплаты труда персонала достигается за счет использования различных форм организации труда сотрудников. Сюда мож­но отнести неполный рабочий день, частичную занятость на производстве, совмещение обязанностей и прочие разрешенные законодательством формы, изменяющие обычный график работы. Различные формы найма дополняют­ся разнообразием оплаты труда сотрудников - разрабатываются схемы оп­латы, учитывающие результаты труда и ориентированные на удовлетворение потребностей как работников, так и организации. Примером может служить возможность выбора работником различных форм вознаграждения. В такой ситуации делается выбор из взаимоисключающих возможностей: дополни­тельная надбавка к заработной плате, предоставление какой-либо социальной услуги. Данные схемы хорошо мотивируют работников, так как позволяют индивидуально подойти к потребностям каждого из них.

Показатель гибкости в использовании кадров - это не количественная, а качественная характеристика работы с персоналом. Она оценивается по наличию в организации программ по работе с персоналом, обеспечивающих эффективное использование кадрового потенциала организации. Это могут быть программы по разработке и внедрению гибких систем оплаты труда со­трудников, а также программы обучения и мотивации персонала. Наличие подобных направлений деятельности означает высокий уровень кадровой ра­боты и развития организации в целом.

Успешный менеджер по персоналу должен соответствовать современным требованиям рынка. Что нужно знать и уметь, к чему стремиться - читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Полезные документы по теме:

Менеджер по работе с персоналом: положение в компании

Менеджер по работе с персоналом или HR - специалист, который отвечает за работу с трудовыми ресурсами организации. Его обязанности могут отличаться в разных компаниях. Например, в небольших фирмах на него возлагают все функции - от подбора кадров до оформления документации, в крупных - задачи разграничиваются между сотрудниками службы персонала.

Обязанности специалиста по персоналу: перечень задач и рекомендации от экспертов

Справка: не каждой организации нужен менеджер по работе с персоналом - обязанности нередко возлагаются на кадровика, секретаря или бухгалтера.

Современный менеджер - стратегический управленец. От него напрямую зависит успешность организации, ее прибыльность и перспективность. Он должен учитывать не только интересы владельцев бизнеса, но и персонала, уметь искать компромиссные решения и убеждать. Именно от действий HR и его стиля управления зависит психологический климат, уровень мотивации и вовлеченности, эффективность труда в целом.

Образование менеджера по персоналу

На должность менеджера по работе с персоналом могут претендовать кандидаты, которые имеют высшее профильное образование. В последние годы принимают и сотрудников, которые окончили курсы переподготовки. Как правило, они могут рассчитывать только на роль помощника, но не исключен и карьерный рост. Если ваша цель - стать директором по персоналу, а не просто рядовым HR-ом, запаситесь терпением и займитесь совершенствованием знаний и навыков, личных и профессиональных качеств.

Пример

Целеустремленный и молодой менеджер по работе с персоналом Станислав мечтал занять кресло директора еще на этапе обучения. Закончив вуз, пройдя практику, он устроился на работу. Конечно, должность, на которую его приняли, не позволяла раскрыться творческому потенциалу. В роли помощника Станислав проработал год и понял, что нужно что-то менять. Он записался на курсы повышения квалификации, дополнительно участвовал в тренингах, работал с психологами . То, что он растет на глазах в профессиональном плане, быстро заметили. Руководство приняло решение перевести его из помощника в специалиста, а еще через год он занял директорское кресло, возглавив департамент.

Изменение рыночных условий, развитие сферы управления ведет к тому, что полученных изначально знаний недостаточно. Если у вас нет времени на обучение по причине высокой нагрузки, периодически проходите дистанционные курсы или обучайтесь на онлайн-вебинарах. Посмотреть содержание программ вы можете , чтобы сориентироваться, в каком направлении двигаться.

Подборка вебинаров и полезных материалов для HR-а

Какими знаниями должен владеть менеджер по работе с персоналом

Чтобы выполнять должностные обязанности менеджера по подбору персонала, управлять трудовыми ресурсами, нужно иметь обширные знания. При этом мало владеть техниками отбора, поиска, мотивации. Требуется знать основы психологии, ведь вам предстоит работать с коллективом, в котором каждый человек имеет свои особенности.

В целом вы должны знать:

  • законы, затрагивающие вопросы управления персоналом;
  • цели развития организации;
  • методы анализа качества труда;
  • особенности планирования потребности в кадрах;
  • основы социологии труда;
  • практику управления коллективом;
  • системы оплаты труда;
  • порядок оформления срочных и бессрочных трудовых договоров;
  • методы оценки эффективности труда;
  • нормы охраны труда;
  • формы кадровой документации и требования к ней;
  • методы тренинговой работы с персоналом.

Рекрутер по подбору персонала составляет профессиограмму, поэтому учитесь определять личные и профессиональные качества у других, без которых невозможно выполнять должностные обязанности. Дополнительно овладейте знаниями, которые помогут проводить психологические и профессиональные тесты , интерпретировать полученные результаты.

Требования профстандарта к универсальному специалисту по управлению персоналом

Проверьте себя: ответьте на 3 вопроса и узнайте, какой вы HR - гуру, эксперт или новичок

Менеджер по персоналу: должностные обязанности

На HR возлагают обязанности, прописанные в должностной инструкции. Менеджер по подбору персонала, если описать обязанности кратко, занимается организацией работы в компании или в рамках структурного подразделения, контролирует соблюдение норм закона. Чтобы добиться высоких результатов, HR подготавливает предложения по улучшению и выносит их на рассмотрение вышестоящего начальства. Но и на этом его обязанности не заканчиваются.

Должностная инструкция менеджера по персоналу

Менеджер по управлению персоналом, обязанности которого подразумевают комплексную работу:

  • отслеживает ситуацию на рынке труда, информирует руководство об уровне средней зарплаты в регионе и стране;
  • проводит быстрый поиск специалистов на рынке труда и среди сотрудников компании;
  • создает системы нематериальной мотивации;
  • обучает сотрудников на тренингах, семинарах, курсах;
  • консультирует по вопросам управления человеческими ресурсами ;
  • организует собеседования и проводит тестирование для выявления навыков и качеств персонала;
  • подготавливает мероприятия по введению новых сотрудников в коллектив;
  • координирует работу по обучению кадров;
  • занимается кадровыми перестановками, направленными на решение стратегических вопросов;
  • планирует и решает трудовые вопросы, составляет и подписывает трудовые договоры, ведет личные дела;
  • формирует кадровый резерв.

Должностные обязанности менеджера по персоналу определяет руководство и фиксирует в инструкции и договоре. Несмотря на это, вы должны уметь выполнять и другие функции: формировать коллектив и рабочие группы, организовывать профессиональную и психологическую адаптацию , аттестацию. Постарайтесь овладеть современными методиками управления, которые помогают сократить количество стрессовых ситуаций, добиться уважения коллег и признания личных заслуг вышестоящим начальством.

Права и ответственность менеджера по персоналу

От того какие функциональные обязанности менеджера по персоналу выполняет сотрудник, зависят его права и ответственность. HR может представлять интересы компании при работе с клиентами, компаньонами, конкурентами и органами власти, вести переписку с внешними организациями без разрешения руководителя. Менеджер имеет право инициировать подготовку кадровой документации, запрашивать от руководителей структурных подразделений и других управленцев информацию, нужную ему для работы. Он подписывает документы в рамках своих компетенций, вносит предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Будьте готовы нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, причинение ущерба организации, распространение коммерческих тайн и прочей конфиденциальной информации. Нарушение трудовой дисциплины и техники безопасности также влечет за собой наказания.

Качества менеджера по подбору персонала

Обязанности HR невозможно выполнять, если не владеть нужными личными, профессиональными и деловыми качествами. Только грамотные и развитые менеджеры ловко справляются с работой, ведут за собой коллектив, мотивируют его на развитие и карьерный рост. Они способны удерживать в компании ценных специалистов даже в условиях кризиса, подбирать способы стимуляции, не оказывающие сильной нагрузки на бюджет.

Менеджер должен уметь вести переговоры, находить общий язык со сложными людьми, знать, как и на кого воздействовать, чтобы добиться желаемой цели. Поэтому на грамотность, гибкость, образование и другие качества обращают особое внимание при приеме нового HR.

Если вы планируете расти и развиваться, совершенствуйте следующие профессиональные качества:

  • организаторские способности;
  • навыки целеустремленного выполнения поставленных задач;
  • гибкость и адаптивность;
  • компетентность.

Специалисту по работе с персоналом важно обладать харизмой, иметь четкую жизненную позицию. Он должен быть наделен и другими качествами, часть из которых можно развивать, а не списывать на природное отсутствие.

Профессиональные качества и навыки менеджера по персоналу

5 качеств, без которых нельзя работать HR-ом

4. Проявление уместного юмора и демонстрация оптимизма. Это помогает , располагает к Вам сотрудников.

5. Открытость HR-директора для общения , но при этом и беспристрастности. Не ходить с неприступным видом. Не надевать маску трагика.

Идеальный HR-менеджер - это уверенный и всесторонне развитый специалист. Сложно выделить конкретные качества, которыми он должен обладать. Повышайте квалификацию, учитесь общаться, выслушивать коллег, определять их мотивы, желания и стремления. Избегайте стрессовых ситуаций, планируйте рабочее время. Верный помощник в вашей работе - тайм-менеджмент. Если вы будете внимательны и рассудительны, раскроете свой потенциал, покажете профессионализм и быстро добьетесь повышения.

Должностная инструкция менеджера по персоналу

Законом не предусмотрено единой должностной инструкции. Связано это с тем, что в некоторых организациях функции менеджера по персоналу выполняет 1 человек, который ведет комплексную работу по всем направлениям, в другой - в департамент может входит 10-15 сотрудников, а то и больше.

Составляя документ, прописывают, каким знаниями должен обладать менеджер по персоналу, обязанности и требования. Они подбираются исходя из сферы деятельности, функций, целей, текущего положения фирмы и т.д. За основу рекомендуется брать готовый документ, который в последующем можно доработать - убрать лишние пункты и добавить недостающие. Это позволит избежать ошибок при составлении должностной инструкции.

Скачайте образец

По мере роста и развития организации должностные инструкции пересматриваются, дополняются. Но это не означает, что в случае расширения границ ответственности вам придется искать новую работу, ведь проблема решается с помощью . Старайтесь соответствовать требованиям профстандарта.

По мнению руководителей западных компаний, HR-менеджеру отводится, как правило, три основных роли: администратор, внутренний консультант и бизнес-партнер.

Чем больше ожиданий связывает с деятельностью HR-менеджера руководство, тем большим набором знаний и компетенций он должен обладать.

HR-менеджер - это управляющий человеческими ресурсами компании. Он выражает интересы компании и руководства, а не коллектива, как сейчас многие считают.

В данной статье я решила написать спорные вопросы, связанные с обязанностями и компетенциями HR-менеджера, а именно:

  • Что входит в обязанности HR-менеджера?
  • Психолог - эффективный HR-менеджер?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к практике, как принято рассматривать менеджера в российских организациях.

Приходя на работу в качестве HR-менеджера, специалист получает список своих профессиональных обязанностей. Как правило, в их число входит:

  • кадровое делопроизводство,
  • подбор персонала, рекрутинг,
  • мотивация персонала,
  • адаптация персонала,
  • развитие персонала,
  • тренинги,
  • развитие корпоративной культуры,
  • поддержание психологического микроклимата и т.д.

Возникает вопрос: способен ли один человек с достаточной степенью продуктивности выполнить все эти функции?

По-хорошему, данные обязанности должны исполнять люди разных профессий: кадровое делопроизводство - юристы и бухгалтеры, развитие персонала и тренинги - тренеры, психологическая составляющая - производственный психолог, подбор персонала - рекрутер.

По сути, данные профессии несут разные результаты труда, и требования к компетентности специалистов - совершенно разные. И что самое главное - склонности, способности и психологические характеристики специалистов этих профессий различаются в корне.

Поясню. Кадровым делопроизводством может с большой степенью продуктивности заниматься человек, обладающий следующими компетенциями: внимание к деталям, скрупулезный труд, склонность к монотонии (способность работать с однообразной информацией, обрабатывать большой поток информации). Совершенно понятно, что человек с холерическим и сангвиническим типом темперамента вряд ли получит удовольствие от выполнения этих функций. Практика показывает, что именно такие люди приходят работать на ставку менеджера - человека, которому необходимо работать быстро, менять свою область деятельности ежечасно, исходя из быстро меняющихся условий в компании, требований руководства и изменяющейся среды в коллективе.

Подбором персонала способен заниматься человек, в противовес кадровику, энергичный, стремящийся к быстрому результату, понимающий, что от количества нанятых зависит и его процент оплаты, также ему необходимо достаточно быстро принимать решения, нужные руководству, а не коллективу. Ему необходимо порой забывать о морали и этике. Однако, в HR-ры в основном идут психологи - люди, в чей кодекс чести входит первое правило - не навреди! Кадровики же больше работают с бумагами, с документами, с информацией, а рекрутеры работают с людьми, как по телефону, так и очно. Им быстро нужно отсеять ненужную информацию, обработать то необходимое, что подходит руководству и быстро (почти мгновенно) принять верное решение о зачислении (либо об отказе) в штат.

Тренингами и развитием персонала может заниматься человек, который смотрит на человеческий потенциал, развивает его, способствует развитию качеств и навыков. Однако, развивая человека, тренер может не смотреть на то, что определенная степень развитости может помешать развитию всей компании. Например, развивая инициативность, он может развивать и осознание того, что человек может выбирать. А компании подчас это не нужно! Компании нужен результат, тренер может от этого результата увести. HR-менеджер - это соратник не людей, а соратник компании. Он призван работать на корпоративный результат, а тренер работает на результат у человека.

Психологическую составляющую обеспечивает производственный психолог - здесь я отвечаю на второй вопрос, который поставила в начале статьи. Психолог - процессный человек, HR-менеджер - человек результата. Психолог зачастую постоянно интерпретирует результаты тестов, наблюдений, а менеджер принимает решения. Психолог направлен на обеспечение комфорта людей, HR-менеджер - соратник руководства и исполнитель его задач. Психолог не ставит категорий «годен»/«не годен», менеджер обязан сказать точно - должен ли человек дальше работать в компании или с ним нужно попрощаться, не принимая в расчет тот факт, что у него семеро детей и инвалид-отец. Психолог же всегда смотрит на моральную сторону решения.

Ответим на два существенных вопроса:

Так кем же НЕ является HR-менеджер?

  • Психологом!
  • Кадровиком!
  • Тренером!
  • Рекрутером!

Так кто же такой HR-менеджер?

Исполнитель

  • Прежде всего, он должен быть экспертом в своей области, хорошо знать необходимые инструменты и технологии управления персоналом.
  • Очень важная компетенция для HR-специалиста - ориентация на внутреннего клиента (руководителя, линейного менеджера, рядового сотрудника) и стремление как можно более качественно реагировать на его потребности.
  • Ему необходимо иметь развитую компетенцию «управление исполнением», в которой проявляются организационные навыки: планирование, делегирование и тому подобное.
  • Все большее значение приобретает компетенция «работа над проектами» и «умение устанавливать и управлять деловыми отношениями с партнерами» - рекрутерами, тренинговыми компаниями, организаторами корпоративных мероприятий и так далее.

Советчик

  • HR-менеджер выполняет роль внутреннего консультанта в своей компании. Он вместе с руководителем решает вопросы внутренних конфликтов порой нестандартными методами. При этом HR-менеджеру не обойтись без отличных коммуникативных навыков, способности к письменному и устному выражению своих мыслей, умения вести групповые дискуссии.
  • Необходимы также консалтинговые компетенции: например, выявление потребностей внутренних клиентов или умение задавать «правильные» вопросы.
  • Как консультант HR-менеджер должен владеть определенными личными качествами, которые также можно отнести к таким компетенциям как чувство такта, этичность, позитивное отношение к людям, открытость и прочие.

Равноправный партнер

  • Роли HR-менеджера на современном этапе развития бизнеса дополнились ролью стратегического партнерства. Менеджер обладает способностью позиционировать себя как член управленческой команды и оказывать действенное влияние на бизнес компании через внедрение своевременных HR-инструментов.
  • Дэвид Ульрих, Гуру в области HR, в своей книге «Human Resource Champions» отмечает, что целью HR сегодня является создание добавочной стоимости в противовес традиционному подходу «работа с затратами». Однако данную функцию HR-менеджеры не исполняют, а спускаются до исполнения функций обучения и развития.
  • Как стратегический партнер HR-менеджер должен обладать знаниями и навыками, присущими каждому топ-менеджеру: прекрасно разбираться в бизнесе компании и понимать суть основных проблем, с которыми сталкиваются линейные руководители - чтобы помогать им в решении операционных вопросов.
  • Роль бизнес-партнер требует навыков командной работы и общения с людьми, хорошие аналитические способности и стратегическое мышление, чтобы видеть связь между бизнес-целями компании и своими инструментами, чтобы он говорил с управленческой командой на одном языке, владея необходимыми понятиями.
  • HR-менеджеру как бизнес-партнеру необходимо обладать набором лидерских качеств и компетенций: настойчивость, уверенность в себе, способность рисковать и брать на себя ответственность за внедрение каких-либо новых технологий, быть экспертом в своей области и понимать, каким образом предлагаемый им HR-инструментарий будет работать на бизнес компании, быть креативным человеком, умеющим выходить за пределы стандартных решений, и эффективного использовать разнообразные внутренние и внешние ресурсы.
  • Важная компетенция для HR-партнера - это владение технологиями управления изменениями, быть в состоянии предотвратить эти проблемы, связанные с внедрениями изменений.
  • Необходимая компетенция HR-партнера - умение позиционировать себя в управленческой команде так, чтобы она серьезно воспринимала его рекомендации: обладать безупречной репутацией эксперта в своей области, развивать маркетинговые компетенции, чтобы уметь изложить и продвинуть руководителю новые решения и подходы в области управления человеческими ресурсами.

Хочу отметить, нынешним HR-менеджерам не хватает следующих знаний:

  • экономических, необходимых для реализации функции «создание добавочной стоимости», а также для продвижения новых технологий в области человеческих ресурсов, призванных приносить прибыль, а не просто развивать потенциал;
  • юридических - не только знания трудовой кодекса, но и административного, уголовного, семейного, гражданского, чтобы верно и быстро принимать решения;
  • cтратегических, чтобы понимать значимость поставленных задач для компании, верно излагать свои мысли, ориентированные на экономический результат для компании, четко ставит задачи и цели, а также формулировать их в экономических показателях, будущей прибыли.

Менеджер по персоналу является неотъемлемой частью любой организации.

Для достижения высоких результатов своей работы, менеджер по персоналу ООО «Аэросервис» обладает высоким качеством этикета приветствия, ведения собеседования, ведения деловых приемов, этикетом поведения. Относится к коллегам в компании с уважением.

Компания стремится создать на работе безопасные, здоровые и стимулирующие высокую производительность труда условия. Каждый сотрудник несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.

Менеджер руководствуется правилом приема на работу на основе оценки профессиональных качеств кандидатов и с учетом требований, предъявляемых к данной должности. Более того, необходимо всемерно стремиться к тому, чтобы все кандидаты имели равные возможности при поступлении на работу на любом должностном уровне.

Менеджер, исследуемой фирмы, ожидает, что при приеме на работу каждый сотрудник будет поддерживать компанию в ее стремлении создать равные условия для всех кандидатов. Организация берет на себя обязательство соблюдать все действующие законы и правила в отношении равных возможностей при приеме на работу, недопущения дискриминации и соблюдения иных положений трудового законодательства.

Для успеха деятельности организации, менеджер компании считает необходимым создавать на своих предприятиях моральный климат, который полностью исключил бы не только дискриминацию, но и любые преследования или запугивание по причине расы, цвета кожи, религии, пола, возраста, национального происхождения, гражданства, сексуальных склонностей или физической неполноценности. Сотрудникам рекомендуется информировать свое руководство о любых проблемах или конфликтов такого рода. Непременным условием работы каждого сотрудника в компании являетяс недопущение подобного поведения. При нарушении этого правила принимаются строгие дисциплинарные меры воздействия, вплоть до увольнения.

Не допускается нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, т.к. это может поставить под угрозу безопасность труда. Должны быть приняты надлежащие меры для недопущения того, чтобы употребление сотрудниками алкоголя или наркотических средств оказывало отрицательное воздействие на безопасность и успешное ведение бизнеса.

Если сотрудник считает, что является объектом преследования, то менеджер рекомендует ему незамедлительно информировать об этом компанию с целью возбуждения расследования и принятия соответствующих мер.

Ключевые роли менеджера по персоналу

В исследуемой организации, для менеджера по персоналу можно выделить следующие роли:

1. Кадровый стратег -- член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).

2. Руководитель службы управления персоналом -- организатор работы кадровых подразделений.

3. Кадровый технолог -- разработчик и Реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).

4. Кадровый инноватор -- руководитель, лидер-разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.

5. Исполнитель -- специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.

6. Кадровый консультант (внешний или внутренний) -- профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.

Фактически эти шесть профессиональных ролей являются минимальным ролевым набором для эффективно работающей управленческой команды в системе кадрового менеджмента отдельно взятой организации.

Исследователями было предложено множество характеристик компетентности менеджера по персоналу, 11 областей компетентности были признаны ключевыми, поскольку они фигурировали в экспертных оценках всех шести упомянутых ролей менеджера по персоналу. Эти ключевых области компетентности были объединены в три группы.

1. Личная порядочность:

1) этичность -- уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость;

2) добросовестность -- высокие требования к результатам своей работы;

3) рассудительность -- способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.

2. Целеустремленность и продуктивность:

1) результативность -- ориентация на конечный результат;

2) настойчивость -- способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией;

3) преданность организации и деловая ориентация -- готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы;

4) уверенность в себе -- готовность и умение решать неординарные задачи.

3. Навыки командной работы:

1) командная ориентация -- понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;

2) контактность -- умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;

3) коммуникабельность -- умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;

4) умение слушать -- способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.

Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы менеджера по персоналу дала возможность проранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности):

1) этичность;

2) коммуникабельность;

3) умение слушать;

4) контактность;

5) командная ориентация;

6) добросовестность;

7) рассудительность;

8) результативность;

9) настойчивость;

10) уверенность в себе;

11) преданность организации и деловая ориентация.

Случайно ли то, что именно этичность оказалась приоритетной областью компетентности менеджера по персоналу? Репутация профессионала, накопленный им социальный и моральный капитал во многом предопределяют успешность его деятельности в профессиональных сетях. Поскольку сетевые формы организации подразумевают переход на контрактные (как правило, срочные) формы привлечения персонала, то работу с ним менеджер по персоналу обязан строить на основе не только формальных и неформальных методов контрактации, но и используя приемы психологического контракта. Установление атмосферы взаимного доверия является ключом к эффективной деятельности всей системы кадрового менеджмента, обязательно включающей не только штатных работников кадровых служб, но и практически весь менеджерский корпус корпорации, а также внешних консультантов. Более того, каждый работник кадровой службы должен исполнять еще одну обязательную роль -- своеобразного “камертона” морально-психологического климата в рабочих группах и коллективах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Профессиональная роль менеджера по персоналу

Введение

1. Функции менеджера по персоналу

2. Набор менеджером персонала

3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе

4. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе

5. Роль менеджера в управлении персоналом

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которым понимается искусство управления.

Стратегия функционирования и развития любого предприятия (организации) немыслима без обращения к персоналу. Для того чтобы обеспечить эффективное функционирование предприятия, на нем должна быть сформирована сильная команда, способная поддерживать его высокий профессиональный авторитет.

До последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

Актуальность темы. Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие в их числе: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспечение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда.

Цель работы: улучшение управления персоналом в организации.

Задача работы: изучить теоретические аспекты управления персоналом, проанализировать деятельность менеджера по управлению персоналом; обозначить пути совершенствовать управления персоналом на примере конкретного предприятия.

В качестве объекта исследования возьмем производственно-коммерческую фирму. В качестве предмета исследования возьмем отел кадров фирмы.

1. Функции менеджера по персоналу

При планировании сначала целесообразно оценить существующих работников. Нужно выяснить, какой объем работ выполняет один работник, с каким качеством? Какие меры надо предпринять, чтобы изменить при необходимости положение дел, сделать перестановки, перераспределить обязанности и полномочия, то есть оптимизировать работу уже имеющегося персонала. Для оценки качества труда работников иногда применяются специальные системы инвентаризации, которые регистрируют информацию, касательно приобретения работниками новых навыков.

Далее важным этапом планирования является прогнозирование. Какие специалисты будут нужны и когда? Согласно целям и задачам организации определяются будущие потребности в работниках. Если организация собирается в скором времени открывать еще одно подразделение, то целесообразно задуматься о наборе потенциальных кандидатов уже сейчас. Обязательно учитываются изменения во внешней среде, так как внешняя среда оказывает влияние на организацию, на ее работу.

Определившись с потребностями, можно разрабатывать план их удовлетворения. План должен содержать все мероприятия, необходимые для набора, найма, обучения, продвижения для достижения поставленных целей и удовлетворения прогнозируемых потребностей.

При планировании, кроме целей организации и программ по их выполнению, необходимо учитывать еще такой фактор, как Законодательство. Оно оговаривает условия найма и увольнения, условия труда (техника безопасности), минимальный размер оплаты труда и т. д.

Перед тем как начать процесс набора, менеджеру нужно четко определить будущие обязанности работника. В противном случае есть риск нанять работника, личные и профессиональные качества которого не совсем или совсем не соответствуют требуемым. Менеджер должен детально изучить, какие функции работнику придется исполнять, какое образование нужно для этого иметь, какие навыки? Важными также являются и психологические характеристики потенциального работника.

Анализ может быть проведен с помощью наблюдений за работником и регистрации всех выполняемых им функций, можно просто провести собеседование с работником (пусть он сам расскажет о своей работе) или попросить работника заполнить анкету, в которой он опишет свои основные обязанности и права, функции, которые он выполняет.

После проведения анализа содержания работы будущего работника, создается должностная инструкция, в которой указываются основные обязанности, которые нужно выполнять, навыки и умения, которыми нужно владеть, а также права, которыми обладает работник.

2 . Набор менеджером персонала

Набор представляет собой создание определенного резерва на планируемые должности, как из внешних, так и из внутренних источников. Внешние источники - это и кадровые агентства, и центры занятости, также фирма может поместить объявления в СМИ о своих потребностях в специалистах. Часто организации предлагают людям, уже работающим на предприятии порекомендовать своих близких и знакомых. Такой способ является не только дешевым, но и дает возможность работникам поучаствовать в решении проблем фирмы. Внутренними источниками являются люди, уже работающие на определенных должностях, но имеющие большие способности, чем могут проявить в данный момент. Продвижение по службе сильно мотивирует работника, а организации не приходится обучать нового специалиста многим нюансам работы в организации. Риск при внутренней кадровой политике может заключаться в том, что в организацию не поступают новые люди со свежими взглядами и идеями и это может привести к застою .

Основной проблемой при наборе кандидатов является несоответствие будущей работы ожиданиям кандидата. Следует приложить все усилия, чтобы как можно ближе ознакомить будущего работника с его будущей работой, как с ее положительными сторонами, так и с отрицательными. Благодаря мероприятиям, направленным на решение этой проблемы, наблюдается снижение текучести кадров и увеличение удовлетворенности работой у служащих.

При отборе кадров руководство отбирает из созданного в ходе набора резерва кандидатов, которые наиболее подходят для работы в организации. Используют такие методы отбора: собеседования, тестирования, испытания, создание центров оценки кандидатов, в которых применяются методы моделирования конкретных ситуаций. В таких центрах кандидаты испытываются с помощью игр, им предлагаются конкретные ситуации для выявления у них способностей к принятию решений и так далее. Центры оценки являются дорогим методом отбора и поэтому они создаются только на крупных предприятиях. Чаще всего используется собеседование. При собеседовании есть большой риск неправильной оценки кандидата. Руководитель, оценивающий кандидата, может невольно занижать или завышать способности человека, оценивать его по первому впечатлению, сравнивать его качества со своими. Для минимизации риска неправильной оценки следует готовиться к собеседованию. Нужно изучить детально обязанности будущего работника, создать список вопросов, единый для всех кандидатов и пр. Такие собеседования, они называются структурированными, приносят гораздо более точные результаты .

Определение заработной платы и льгот. Заработная плата представляет собой вознаграждение работника за выполненную им работу. Заработная плата имеет большое влияние на выполнение работником его обязанностей. Заработная плата является важным фактором при поступлении на работу, она влияет на удовлетворенность работника своей работой, на текучесть кадров в организации, количество прогулов и производительность труда. Оплата за труд работникам должна выплачиваться по конкурентоспособным ставкам и содержать различные вознаграждения за достижения работников. Размер должен определяться не только выполненной работой, но и должен стимулировать работника к улучшению качества выполняемой работы. Зарплата управленческому персоналу имеет более сложную структуру, в нее входят различные схемы участия в прибылях, оплата акциями и др.

К дополнительным льготам относятся: оплата больничных, отпусков, страхование, детские сады, ссуды работникам под маленькие проценты, различные услуги.

3 . Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе

Работник, приходящий в организацию может имеет уже накопленный опыт, систему взглядов и свое видение работы в данной организации. Начиная трудовую деятельность на новом месте, работник постепенно адаптируется в организации. При приеме на работу руководитель должен проинформировать кандидата о принятых нормах поведения, как профессионального, так и неформального. Далее в ходе общения и сотрудничества с коллективом работник видит отношение к работе коллег, неформальные связи и влияния. Таким образом, он постепенно перенимает систему норм и обычаи, начинает понимать, чего ждет от него организация и какова его роль здесь. Обязанность руководителя - помочь работнику адаптироваться на новом месте, проводить обучение требуемым навыкам, собеседования на тему, что понимается под эффективной работой.

Подготовка кадров представляет собой обучение работников навыкам, необходимым для более эффективной работы, повышения производительности труда для достижения целей организации. Значение обучения персонала общепризнанно. Обучение требуется не только при поступлении человека в организацию, но и при переводе на новую должность или продвижении, при поручении работнику новых видов работы, а также, если при проверке установлено, что работнику не хватает определенных навыков или знаний для работы, которую он выполняет. Чем большую квалификацию имеет персонал организации вообще, тем выше общая производительность труда .

Чтобы обучение приносило высокие результаты, обучаемые должны быть мотивированы. Они должны понимать, для чего они обучаются, как это отразится на их дальнейшей работе. Организация, в свою очередь, должна создать благоприятные условия для обучаемых (поощрения, поддержка). Обучение должно состоять не только из теоретических знаний, но и практических навыков, которые обучаемый может приобрести на конкретном месте в организации. менеджер персонал профессиональная функция

Оценка трудовой деятельности. Когда работник уже приступил к работе, адаптировался в коллективе, получил надлежащую профессиональную подготовку, нужно время от времени оценивать эффективность его труда. Лучше всего это делать индивидуально с каждым работником путем проведения собеседований. Сначала нужно сообщить работнику, чего именно ждет от него организация, определиться, как именно нужно вести себя работнику, какие нормативы он должен выполнять, какие навыки приобрести. Лучше всего как можно конкретнее определить поведение работника в организации.

Оценка трудовой деятельности служит для таких целей .

Административные функции. Оценка помогает определить работников, у которых есть потенциал для выполнения более сложных и значительных обязанностей, что обычно связано с переводом на более высокие должности. Если же в результате оценки выяснилось, что работник не справляется или недостаточно хорошо справляется со своими обязанностями, нужно вместе с работником обсудить, в чем причина его неудовлетворительной работы, наметить с ним пути выхода из данной ситуации, а, если и после этого ситуация не изменилась, то перевести его на такую должность, где его способности будут приносить пользу, т. е. понизить работника в должности. Когда же все вышеописанные приемы не работают, работник трудится неэффективно и все возможности исправления ситуации не приводят к улучшению, такой работник должен быть уволен.

Информационные функции. Работники узнают в процессе оценки не только результаты своего труда, но и свои сильные и слабые стороны, направления, в которых им нужно работать и совершенствовать свои навыки.

Мотивационные функции. В процессе оценки выявляются работники, которые особенно хорошо справляются со своими обязанностями. Даже если таких работников невозможно перевести на более привлекательную должность (у них нет такого потенциала или по другой причине), они все равно заслуживают вознаграждение. Такое вознаграждение придает работнику уверенность в себе, стимулирует самоуважение, подталкивает к еще более эффективному труду, другими словами сильно мотивирует к положительному поведению.

Если результаты оценки сообщаются работнику не как критика, а как информация, которую они может обсудить с начальством, не принимая оборонительной позиции, то эта информация всегда оказывает положительное влияние на работу персонала.

4 . Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе

Подготовка означает обучение навыкам, которые работник должен будет использовать в будущем. Обычно подготовка руководящих кадров осуществляется для продвижения работника по служебной лестнице. При подготовке руководящих кадров, как и другом обучении, очень важную роль играют анализ и планирование.

Перед началом обучения руководящих кадров нужно проанализировать возможности и способности наличных менеджеров. Нужно проанализировать, какими навыками должен обладать человек, занимая то или иное место в организации. Нужно определить должностные обязанности на каждом месте. Затем уже подбираются кандидаты, согласно их соответствию.

Если в процессе анализа выявляются недостатки подготовленности руководящих кадров для выполнения своих будущих обязанностей, тогда разрабатываются планы обучения и повышения квалификации работников.

К методам обучения руководящих кадров относятся: проведение лекций, дискуссий в составе небольших групп, разборы конкретных деловых ситуаций, чтение литературы, деловые игры, ролевой тренинг, ротация по службе .

Во многих фирмах разрабатываются программы управления карьерой. Данные программы способствует раскрытию у работников всех навыков, умений и талантов и более эффективному использованию их потенциала. Также это важно и для самих работников, так как это способствует большей преданности организации, ведь с продвижением по службе у работника появляется возможность удовлетворять более высокие свои потребности во власти, более творческой работе, самореализации и пр.

Формирование кадрового резерва. Кадровый резерв - это группа специалистов, отвечающих требованиям, которые предъявляются к той или иной должности. Эта группа специалистов уже прошла отбор, целевую и квалификационную подготовку. Как и большинство операций по работе с персоналом, работа с кадровым резервом является комплексной.

Резерв развития - группа специалистов, которые готовятся к работе в рамках новых направлений (разработка новых видов деятельности, производство новых видов продукции, расширение производства). Такие специалисты имеют выбор: профессиональная или управленческая карьера.

Резерв функционирования - сотрудники ориентированы на управленческую карьеру и должны будут в будущем обеспечить эффективную работу предприятия, т. е. прийти на смену уже существующим руководителям в случае их перевода или увольнения по какой-либо причине .

Существуют и другие классификации кадрового резерва.

Принципы формирования и источники кадрового резерва. Принцип актуальности резерва - потребность в замещении должностей должна быть реальной.

Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.

Принцип перспективности кандидата - ориентация на профессиональный рост, уровень образования, возраст, стаж и опыт работы, предшествующий карьерный рост, здоровье (хоть законодательство и запрещает сортировать кандидатов по признаку здоровья). Также следует учитывать и профессиональные требования, особенности личности кандидата.

Источники кадрового резерва на руководящие должности могут стать :

Руководящие работники аппарата, дочерних предприятий;

Главные и ведущие специалисты;

Специалисты, имеющие соответствующее образование и положительную профессиональную репутацию;

Молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:

Мотивация труда;

Профессионализм и компетентность;

Личностные качества и потенциальные возможности;

На стадии формирования списка резерва решаются такие задачи, как:

Оценка кандидатов;

Сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;

Сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.

По результатам оценки и сравнения кандидатов уточняется и корректируется предварительный список резерва.

Для формирования резерва, как правило, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников - важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.

Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:

Индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;

Стажировка в должности на своем и другом предприятии;

Учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.

5 . Роль менеджера в управлении персоналом

Как уже отмечалось выше, любая организация - это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.

Энергия этих групп может быть как созидательной, так и разрушительной. Она может быть сфокусирована в едином направлении, но может также быть направлена на противоречивые цели, в результате чего распыляются организационные ресурсы, что в итоге понижает степень эффективности коллективной деятельности.

Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.

В каждой группе существует совокупность проблем, связанных с групповой динамикой. Групповая динамика - это очень сложный и многоплановый процесс развития группы, изменения взаимоотношений между ее членами, а также мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика определяет энергию развития группового поведения и степень эффективности решения группой стоящих перед ней задач .

Процессы групповой динамики закономерны для любой группы и организации вне зависимости от ее численности, характера и особенностей лидерства. Лидер может осуществлять свою деятельность с учетом особенностей групповых процессов или игнорировать их. В последнем случае он закономерно отказывается от наиболее эффективного способа решения стоящих перед ним задач. Только управляя процессами групповой динамики на всех уровнях, формальный лидер обеспечивает возможности эффективной групповой деятельности и эффективность своего лидерства.

Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития. Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи.

Таковыми являются:

1. Стадия формирования.

2. Стадия взрыва недовольства.

3. Стадия выработки групповых норм.

4. Стадия выполнения задания.

Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного задания.

На первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.

На этой стадии группа представляет собой конгломерат индивидов, которые по-разному относятся к факту необходимости участия в групповой деятельности. Одни понимают ее целесообразность, но испытывают отрицательные эмоции. Другие не в полной мере понимают цели и содержание групповой деятельности, но проявляют положительные эмоции и готовность участвовать в составе группы. Третьи никак не обозначают своего отношения и не испытывают каких-либо эмоций по этому поводу.

Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания, своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами группы и оформлении отношений лидерства.

Потребность в лидерстве и руководстве становится общей для всех членов группы на первой стадии ее создания. Поэтому управленческий лидер на этой стадии должен :

Обеспечить лидерство;

Прояснить групповые цели и задачи, роли членов группы, условия;

Обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;

Обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.

Стадия взрыва недовольства, к сожалению, является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом. Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения.

Индивидуальные представления членов группы относительно их роли и влияния, а также о характере групповой деятельности не сбываются. Мало того, усилия группы сконцентрированы на борьбе за власть и влияние в группе, а не на выполнении задания. Расхождение между индивидуальными ожиданиями и реальностью выражается в росте разочарования и недовольства членов группы результативностью ее деятельности и эффективности лидерства. Это недовольство выплескивается в претензиях к официальному руководителю, организатору группы, ее членам и сопровождается взаимными обвинениями. Неосознанное желание каждого избавить себя от персональной ответственности за отсутствие удовлетворенности групповым взаимодействием и результативностью деятельности приводит к поиску виноватого, так называемого "козла отпущения". Им и становится в глазах большинства членов группы групповой лидер.

Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы к первой стадии своего развития.

Если менеджер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам.

Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития - выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.

Даже небольшой опыт работы позволяет менеджеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи. Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:

Подчиненных, ориентированных на цель;

Подчиненных, ориентированных на задание.

Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.

Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.

Каждый тип подчиненного требует от менеджера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника.

Если менеджер не предпринимал специальных мер по отбору персонала, отвечающего определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность менеджер и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема менеджера - поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей.

Заключение

В современное время на рынке труда появилось много профессий с необычными названиями. Суть их все та же, что и в Советское время. Одной из них является профессия менеджер по персоналу . Что же собой представляет эта профессия и какие задачи и обязанности есть в менеджера по персоналу. И так - главной функцией менеджера по персоналу - организовать эффективную работу персонала для повышения продуктивности и качества труда.

Общие положения: менеджер с персонала руководит подчиненными ему работниками, а сам подчиняется руководству;

Так же назначает на должность и увольняет с должности приказом начальника;

Человек, назначающийся на должность менеджера по персоналу должен иметь высшее образование;

- менеджеры в практической деятельности руководствуются Конституцией и приказами Президента, распоряжениями Кабинета Министров, налоговой инспекции и Министерства труда;

- менеджер по персоналу должен владеть государственным языком, знать основные принципы управления персоналом, этику, эстетику, основы психологии, и уметь работать на компьютере.

Менеджер по персоналу должен быть коммуникабельным, уметь доводить к подчиненным поставленные перед ними очередность выполнения рабочего задания.

Задачи менеджера по персоналу:

- контролировать соблюдение графика работ;

Расстановка персонала согласно штатному расписанию;

Проверяет и обеспечивает рабочих материально-техническими и информационными ресурсами;

Оценивает качество работы каждого работника;

Применяет на предприятии систему поощрений и взысканий к рабочим;

Определяет критерии требований к кандидатам на работу;

- менеджер по персоналу проводит собеседование с кандидатами на должность.

А самое главное менеджер по персоналу берет непосредственное участие по приему на работу, переводу, продвижению по служебной лестнице, понижении в должности, наложению административного взыскания, а также увольнения с работы.

Как человек с высшим образованием, менеджер по персоналу должен очень много знать, а это:

Законодательные и нормативно-правовые акты;

Трудовое законодательство;

Структуру и штаты предприятия;

Кадровую политику и стратегию предприятия;

Этику делового общения;

Правила и нормы охраны труда;

Порядок разработки трудовых договоров;

Основы организации деловодства.

Менеджер по персоналу имеет право доступа к личным делам подчиненных, также он берет участие в разработке производственных планов, может проходить учебу по повышению квалификации. Менеджер может подписать, а также завизировать документы в пределах своей компетенции. На ряду с правами в менеджера по персоналу есть и ответственность, а это:

За невыполнение служебных обязанностей;

За правонарушения совершенные в процессе деятельности или бездеятельности;

За причиненные материальные убытки в рамках трудового и гражданского законодательства.

Список использованной литературы

1. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 279 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные профессиональные роли и функции менеджера по персоналу. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе. Характеристика предприятия, анализ кадровой политики.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2008

    Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Подготовка руководящих кадров. Управление продвижением по службе. Повышения качества трудовой жизни. Общественные объединения и коллективные договоры. Программа со-финансирования вкладов.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2016

    Понятие и сущность лидерства, семь основных подходов к его проблеме. Подготовка руководящих кадров и управление продвижением по службе. Уникальность и значимость работы менеджера во взаимоотношениях с последователями, которые делают его успешным.

    контрольная работа , добавлен 06.02.2015

    Адаптация персонала: сущность и основные виды. Эффективная адаптация новых сотрудников, её важность для организации. План (программа) и организация процесса адаптации сотрудников. Этапы проведения адаптации; алгоритм действий менеджера по персоналу.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Роль и функции менеджмента в современной экономике, его специфика, отличительные черты от бизнеса, предпринимательства. Предложения Гюго Мюнстерберг по подбору руководящих кадров. Причины неудачной карьеры менеджера, его представительские функции.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Менеджер, его место и роль в управлении организацией. Общая характеристика ООО "ПЯАТ-3", особенности личностных качеств менеджера в управлении. Главные недостатки менеджера-флегматика. Основные составляющие в структуре индивидуальной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2013

    Теоретические аспекты работы менеджера и его роль в организации. Разделение труда и профессиональная компетенция менеджера. Сведения о предприятии. Документы, которыми руководствуется офис-менеджер ООО "Прана-Плюс" при осуществлении своей деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2016

    Формирование представления о содержании и уровне профессиональной подготовленности экономиста – менеджера. Основы библиографии и библиотековедения, библиотечные информационные и информационно – поисковые системы. Роль менеджера в управлении организацией.

    отчет по практике , добавлен 12.01.2009

    Теоретические аспекты развития деловой этики. Этические нормы и принципы в работе менеджера по персоналу, их значимость для успешной его деятельности. Сущность нравственной оценки профессии. Исторические этапы развития этики кадрового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Особенности и цели деятельности менеджера, его важнейшие функции. Мотивация сотрудников и организационная структура управления рестораном. Модель отношений менеджера по персоналу и коллектива. Автоматизизация управления рестораном и обучение персонала.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама