THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Зоя Разумная

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной"

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.

Образовательные: расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания.

Развивающие: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление.

Воспитательные: формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.

Ход наблюдения:

Воспитатель:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня. (Весна)

О каком времени года говорится в загадке? (О весне)

Воспитатель: Правильно, дети, наступила прекрасное время года - весна.

А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная)

А какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Воспитатель читает стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

Воспитатель: Дети, понравилось вам стихотворение?

О каких птицах идет речь в стихотворении? (Перелетных.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите (ответы детей)

Что вы знаете о перелетных птицах?

Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину? (ответы детей)

Воспитатель: Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы.

Какие перелетные птицы поселились дружной компанией на деревьях школьного двора? (грачи)

Дети наблюдают за поведением грачей.


Рассматривают следы птиц на снегу и гнезда



Каких перелетных птиц вы еще можете назвать?

– Чем заняты птицы весной?

Какие птицы заботятся о своем потомстве?

Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

Воспитатель: Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.

Воспитатель :Представьте, что вы очутились в весеннем лесу, как вы себя будете вести (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

Воспитатель: Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.

Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

Почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси".

Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

Трудовая деятельность: Уборка территории детской площадки (сбор сухих веточек).

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желание соблюдать чистоту на участке.







Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

1 апреля отмечается экологический праздник «Международный день птиц». С 1926 года и в нашей стране каждой весной проводится День.

Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.

Конспект прогулки «Необыкновенное путешествие весной» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 1. НАБЛЮДЕНИЕ. 1. Обратить внимание детей на изменения в природе весной: стало тепло,небо голубое и только кое-где.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: - уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; - учить детей различать птиц по двум-трем характерным.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.

В наше время многие горожане могут прожить жизнь, так и не заметив ежегодных перелетов птиц. Но еще в недавнем прошлом, когда связь человека с природой была более тесной, перелеты птиц не оставались незамеченными. Были люди, которые регулярно следили за странствиями птиц и пытались понять их причины. Долгое время наблюдения ограничивались подсчетом пролетающих птиц. Выбрав удобное место, наблюдатель определял, какие птицы летят и сколько их. Обычно удается просматривать полосу шириной 60-500 м, в небе мелких птиц можно видеть на высоте до 150-250 м. Способ подсчета видимых пролетающих птиц (визуальные наблюдения) широко применяется и ныне. Существуют национальные и международные комиссии, координирующие эту работу.

Последуем за одним из наблюдателей. Первая задача - выбрать место наблюдения, где пролет птиц наиболее велик. Как правило, это берег водоема, ущелье, цепь островов, мыс, коса - место, где рассеянно летящие стаи птиц концентрируются в узкий поток. На территории СССР есть много таких мест, но, пожалуй, самое интересное - Куршская коса. В хороший пролетный день за первые четыре часа после восхода солнца над ней проносится около миллиона птиц!

Наблюдения начинают с рассвета. Еще в сумерках слышны в небе крики дроздов, в кустах пощелкивают зарянки - кончается ночной пролет, которого мы не видим. Иногда можно услышать шум летящей стаи гусей. Чуть рассветет, и вокруг начинают взлетать отдельные птицы - сойки, голуби, вороны, несколько позже - мелкие воробьиные птицы. Они перекликаются и собираются в стайки, которые куда-то перелетают. Вооружившись биноклем, наблюдатель следит за ними, определяет вид, подсчитывает, записывает.

Вскоре в небе проносятся первые стаи голубей - вяхирей и клинтухов. Сначала пролетают группы по 5-15 птиц, а потом стаи в 100-1000 птиц. Над самыми деревьями и кустами стремительно проносятся, рассыпавшись широким веером, стаи скворцов. Сойки, издавая резкие крики, проскакивают поодиночке открытые пространства между деревьями. Галки, вороны и грачи появляются сначала маленькими группами, а затем рыхлыми, беспорядочными стаями. Изредка проносятся группами гагары, узкие и стремительные, словно реактивные самолеты. Утки пролетают вдоль берега косыми, неровными шеренгами, а чайки тянутся разорванной лентой.

После восхода солнца появляются первые стаи юрков. Зяблики летят еще позднее. Лишь после их появления пролет приобретает свой обычный вид. Отдельные стаи зябликов постепенно сливаются в непрерывный поток, он становится многоярусным, уже невозможно сосчитать летящих птиц, и наблюдатель оценивает их количество на глаз. В пролет включаются стремительные стаи чижей, кусты и деревья переполняются синицами, под ногами проскакивают бесчисленные корольки, наполняя уши тончайшим звоном. Хищники, не спеша, кружат в этой сумятице, перепелятники изредка молнией прошивают кусты, хватая зазевавшихся птиц. До сотни видов птиц летит одновременно, образуя мощный поток. Пролет длится до полудня, а иногда и до самого вечера.

Конечно, наблюдать захватывающую картину пролета птиц очень увлекательно, но все же визуальный метод наблюдения очень несовершенен. Достаточно трассе пролета переместиться немного в сторону, и над наблюдателем за весь день пролетит всего несколько десятков птиц. Очень уж мал обзор, да и подсчет птиц - далеко не легкое занятие. Точность подсчета тоже невелика, многое зависит от способностей наблюдателя.

И в высоту наблюдатель видит очень недалеко. Большинство птиц летит днем на высоте 30-300 м, но некоторые гораздо выше - до 5 км, а в отдельных случаях еще выше. Летчики встречали гусей, грифов, веретенников на высоте 6,5 км. Гусям принадлежит своеобразный рекорд высоты: над Гималаями их видели на высоте 9 км! Человек на высоте более 4 км с трудом переводит дыхание и страдает от сильного холода, а птицы, видимо, не ощущают особых неудобств.

Мелких птиц, летящих выше 250 м, человек не видит, а их довольно много. При попутном ветре птицы летят очень высоко, а при встречном - низко. Человеку кажется, что при попутном ветре летит меньше птиц.

Птицы разных видов летят с неодинаковой скоростью. Некоторые виды птиц летят со скоростью всего 25-30 км в час, а стрижи - до 100 км. Крупные птицы летают не быстрее мелких. Например, ястреб-перепелятник пролетает за час 41 км, ласточка-касатка - 44, ворона - 50, чайка (клуша) - 50, чиж - 51, зяблик - 52, луговой конек - 53, клест - 60, галка - 62, скворец - 74 км.

Несмотря на несовершенство визуальных наблюдений, до начала 50-х годов нашего столетия они были незаменимы, да и сейчас в комплексе с другими способами изучения перелетов приносят пользу. Но теперь есть еще один очень важный метод - наблюдения с помощью радара (рис. 2).

Птицы являются древнейшими обитателями планеты. Их жизнь находится под пристальным вниманием орнитологов уже на протяжении тысячелетий.

Способы передвижения птиц

Большинство видов птиц, обитающих на планете в настоящее время, для передвижения используют полет. Благодаря этому птицы мигрируют, добывают себе корм, спасаются от хищников. Способность летать является одной из отличительных черт представителей класса.

Существует и другая группа - нелетающие птицы. Главным образом они обитают на островах или в тех местах, где отсутствуют хищники. Для совершения полета требуются огромные затраты энергии, поэтому, если нет необходимости в таком способе передвижения, то птицы отказываются от него.

Наземный образ жизни приводит к значительному повышению массы тела нелетающих птиц. Примером тому могут стать пингвины, страусы.

Из истории изучения полета птиц

Ответ на вопрос о том, как летают птицы, всегда зависел от уровня развития различных наук в определенную эпоху. Поэтому не стоит удивляться тому, что такие великие ученые, как Аристотель, Леонардо да Винчи, Борелли и многие другие исследователи по-разному объясняли механизм полета птиц.

И сегодня ученые открывают много нового, что связано с повадками, способами питания, размножения, передвижения пернатых. За тем, как летают птицы, с большим интересом наблюдают не только ученые, но и другие люди, далекие от науки. Это необыкновенное зрелище захватывает каждого.

Эволюция и полет птиц

Вопрос появления первых летающих птиц до конца не изучен. Причина, заставившая подняться наземных животных в воздух, тоже неизвестна. Поэтому палеонтологам придется еще много работать, чтобы прийти к определенному решению вопроса.

Ясно лишь то, что для обеспечения способности к полету птицам в ходе эволюции понадобилось пройти целый ряд адаптаций. Птица в полете руководит непосредственно самим процессом, но также она должна взлетать, приземляться, ориентироваться в пространстве не только при благоприятных погодных условиях, но и при порывах ветра, во время осадков, в темноте. Постоянно при полете птицы вынуждены определять и корректировать направление своего передвижения.

Сведение массы тела к минимуму - одно из важнейших условий, необходимых для организации полета, и это характерно для всех летающих птиц. Однако среди них есть рекордсмены - некоторые виды дрофы достигают массы 18-19 кг. При этом они не утратили способности к перелетам.

Отдельные виды класса адаптировали к полету строение передних конечностей - крыльев. От их формы зависит тип, скорость полета, маневренность. Строение и форма перьев тоже играют большую роль в обеспечении способности к полету.

Также адаптирован хвост, строение головного мозга, органов зрения, скелета, мышц, дыхательная система.

Как летают птицы?

Полет различных представителей класса неодинаков. Он зависит от размеров пернатого, его места в экологической нише и других причин.

Различают два основных типа полета: активный (или машущий) и пассивный - парящий. Использование птицами какого-то одного вида полета встречается очень редко. Чаще всего они комбинируют оба типа.

Наблюдения орнитологов за тем, как летают птицы, привели к выводу, что каждый из двух названных типов полета еще подразделяется на виды. Использование того или иного способа зависит от биологических особенностей птицы, ее массы тела, условий обитания.

В связи с этим птицы используют для передвижения хлопающий, трепещущий, волнообразный, вибрационный и другие типы полета. Парящий полет не требует активных затрат энергии. Он осуществляется за счет использования восходящих термических потоков воздуха. Отдельные виды птиц используют динамическое парение, которое становится возможным за счет различной скорости движения воздуха над поверхностью земли и при поднятии на определенную высоту.

Для сохранения энергии птицы используют такие приемы, как зависание, передвижение в воздухе группой, прерывистый полет.

С какой скоростью летают птицы?

Скорость полета птиц - еще одна интересная сторона их жизни. Известно, что при сезонных миграциях пернатые способны показывать удивительную выносливость, поражают и их скорости во время этих путешествий. У разных видов птиц она может колебаться от 50 до 150 километров в час.

При внесезонных перелетах скорости, используемые птицами, могут быть значительно ниже. Стоит лишь отметить сокола-сапсана, который при пикирующем полете за добычей развивает скорость до 320 км/ч.

Высота полета птиц

Во время обычных полетов птицам нет необходимости подниматься на огромную высоту, поэтому они летают близко к поверхности земли.

Особым является вопрос о том, на какой высоте летают птицы во время миграции? Здесь нужно учесть, что на пути их следования встречаются горы. Преодолевая эти участки, птицы вынуждены подниматься на высоту 5500-6000 метров. Известны случаи, когда птиц видели и на большей высоте. Такие перелеты отнимают огромное количество энергии, порой они совершаются на грани возможностей пернатых. Наиболее приемлемой является высота от 1 до 1,5 км.

Мир пернатых обитателей планеты необычайно разнообразен. Птицы способны показывать возможности, которые поражают воображение людей. А ученым они предоставляют немало загадок, которые им еще только предстоит отгадать.

4.3.1. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры старта. Эти наблюдения проводятся во время взлетов и заходов на посадку ВС (только в светлое время суток) в пределах секторов взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля.

4.3.2. При обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от него, диспетчер старта информирует экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.

4.3.3. При обнаружении большой стаи птиц (несколько десятков особей) сведения о них немедленно передаются руководителю полетов.

4.3.4. В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц), и вследствие этого руководитель полетов принимает решение о временном прекращении полетов, диспетчер старта проводит более тщательные наблюдения за птицами и результаты их записывает в журнал (см. приложение 2) в целях накопления информации о возникновении на аэродроме вышеуказанной орнитологической обстановки и разработки в отношении птиц соответствующих профилактических мер.

В журнале указываются:

Дата (число, месяц, год) и время (местное декретное) наблюдения на аэродроме опасных концентраций птиц;

Участок летного поля, на котором наблюдалась концентрация птиц;

Общее число обнаруженных птиц (записывается с округлением до десятков, сотен, тысяч);

Наиболее часто отмечавшаяся градация величины стай: малая (менее 10 особей) или большая (10 и более особей);

Наиболее часто отмечавшаяся видовая принадлежность птиц (при возможности) или градация размера птиц: мелкие птицы (величиной с воробья, скворца и мельче), средние птицы (величиной с голубя, чайку, утку, ястреба, грача и т.п.), крупные птицы (величиной с гуся, аиста, орла и крупнее);

Преобладающее направление перелетов птиц (за направление перелетов птиц принимается направление, указывающее куда летели птицы. Записывается в румбах: С, С-В, В, Ю-В и т.д.);

Интервал высот, в котором пролетело большинство птиц (записывается с точностью до десятков и сотен метров).

4.4. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой

4.4.1. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой в секторе захода ВС на посадку и сообщения о ней экипажам ВС, находящимся в воздухе, осуществляют диспетчеры посадки (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.2. Для слежения за орнитологической обстановкой диспетчер посадки (ДПСП) пользуется экраном индикатора посадочного радиолокатора.

4.4.3. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой производится параллельно с радиолокационным слежением за движением ВС (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.4. При обнаружении на экране индикатора отметок от птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от них, диспетчеры оповещают об этом соответствующий экипаж.

4.4.5. Заступающие на дежурство диспетчеры обязаны ознакомиться с информацией об обнаруженных в предшествующее дежурство засветках от птиц.

4.4.6. Радиолокационный контроль за перелетами птиц осуществляется в соответствии с Технологией работы диспетчеров службы движения ГА (1987). Опознавание эхо-сигналов от птиц на экране радиолокаторов производится с учетом их отличительных признаков (см. приложение 3).

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама